Международная аудиторская компания ТОО «Лира - Аудит»
26 лет работы в сфере консалтинговых и аудиторских услуг

Новости все новости

16 апреля 2024, вторник
Продлены сроки сдачи статистических форм отчетности
подробнее
2 апреля 2024, вторник
Итоги по снижению ставки розничного налога
подробнее

Аудит финансовой отчетности

Аудит финансовой отчетности – выражение мнения в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность. подробнее

Сопутствующие услуги

Мы проводим экспертизу состояния и консультирование по вопросам бухгалтерского учета. подробнее

Что такое инвентаризация?

9 сентября 2021

Инвентаризация — это проверка наличия имущества предприятия и состояния его финансовых обязательств на конкретную дату путём сравнения фактических собранных данных с данными бух. учёта. Учет и отчетность могут быть правильными на бумаге, но их достоверность можно выявить только путем инвентаризации. Не все компании понимают важность проведения инвентаризации, превращая ее в формальность, но, только в ходе этой процедуры можно выявить излишки или недостачи имущества, оценить действительность отраженной в учете задолженности, установить фактическое состояние объектов, упорядочить имущественные отношения, выявить возможность снижения затрат, откорректировать учет, и, самое главное,минимизировать налоговые риски.

В состав имущества входят основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы. К финансовым обязательствам относятся кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. Они должны быть оформлены договорами займа, кредитными договорами и договорами, заключенными по товарному и коммерческому кредиту.

Инвентаризация по охвату имущества делится на:

  • полную;
  • частичную.

По основаниям проведения на:

  • плановую;
  • внеплановую (внезапную).

Случаи, когда проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • других случаях, предусмотренных законодательством.

Основные средства проверять необходимо раз в три года, однако руководитель компании имеет право самостоятельно назначить проведение инвентаризации. Для этого ему необходимо определить количество данных мероприятий в отчетном году, их даты, перечень проверяемого имущества и финансовых обязательств при каждой из них.

Что необходимо проверить при инвентаризации?
Инвентаризации подлежит все имущество и все виды финансовых обязательств, независимо от его местонахождения, то есть не только по головному предприятию, но и по его подразделениям.

В обязательном порядке необходимо проверить:

  • нематериальные активы;
  • основные средства;
  • финансовые вложения;
  • товарно-материальные ценности;
  • незавершенное производство и расходы будущих периодов;
  • денежные средства, денежные документы и бланки документов строгой отчетности;
  • расчеты с поставщиками, покупателями, налоговой инспекцией и фондами, расчеты с прочими дебиторами (кредиторами);
  • резервы предстоящих расходов и платежей, оценочные резервы;
  • активы и обязательства компании.

Обратите внимание, проверить нужно не только имущество, которое принадлежит фирме. Инвентаризации также подлежат ценности, учтенные на забалансовых счетах, прав собственности на которые у фирмы нет (например, арендованные основные средства; товары, полученные на ответственное хранение; материалы, принятые в переработку, и т д.).

Процедура проведения инвентаризации
Cостоит она из нескольких этапов.

Первый этап – подготовительный. Он включает в себя следующие мероприятия:

  • подготовку приказа о проведении инвентаризации;
  • формирование инвентаризационной комиссии;
  • определение сроков проведения и видов инвентаризуемого имущества;
  • получение расписок от материально ответственных лиц и т.д.

Второй этап – взвешивание, обмеривание, подсчет, выявление и проверка фактического наличия имущества и обязательств, а также составление инвентаризационных описей. Третий этап – это сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета: выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости и определяются причины расхождений.

Заключительный этап – оформление результатов инвентаризации. На этом этапе данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации, лица, виновные в неправильном учете имущества, привлекаются к административной ответственности.

Ответственность за непроведение инвентаризации
Законодательно не предусмотрена ответственность за непроведение инвентаризации. Однако, инспекция может оштрафовать вас за недостоверность данных учета и отчетности . Правда, для этого ей придется самой найти расхождения учетных данных с реальными. Хоть это и не просто сделать за предыдущие периоды, но ничего невозможного нет. 

Источник: eqman.com


Вернуться

Наши лицензии:

   

Заказать звонок