Международная аудиторская компания ТОО «Лира - Аудит»
26 лет работы в сфере консалтинговых и аудиторских услуг

Новости все новости

16 апреля 2024, вторник
Продлены сроки сдачи статистических форм отчетности
подробнее
2 апреля 2024, вторник
Итоги по снижению ставки розничного налога
подробнее

Аудит финансовой отчетности

Аудит финансовой отчетности – выражение мнения в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность. подробнее

Сопутствующие услуги

Мы проводим экспертизу состояния и консультирование по вопросам бухгалтерского учета. подробнее

Чем грозит отсутствие учетной политики организации.

4 мая 2021

Важность такого документа, как учетная политика, многие бухгалтера недооценивают, считая его формальным. Некоторые вообще не считают нужным иметь данный документ в организации, несмотря на то, что такая обязанность прямо указана законодательством о бухгалтерском учете. Однако, такой подход неверен. При грамотном использовании, учетная политика –мощный инструмент не только для облегчения работы самого бухгалтера, но и аргумент в спорах с налоговыми органами. Какую пользу может принести бухгалтеру тщательно прописанная учетная политика и чем может обернуться ее отсутствие, расскажем далее…

Что такое учетная политика?

Учетная политика – специально разработанный документ, на основании которого организация ведет бухгалтерский учет. Занимаются разработкой учетной политики бухгалтер совместно с руководителем организации. Безусловно, разработано множество типовых шаблонов учетной политики для различных сфер деятельности. Но идеальным вариантом будет, если учетная политика разработана и утверждена в период открытия организации и учитывает специфику работы конкретной компании. Ведь даже будучи занятыми в одной сфере деятельности, у двух разных организаций может быть множество различий и подходов к признанию расходов, распределению прибыли и т.д.

В учетной политике должны найти отражение самые мелкие нюансы учета:

  • какими проводками оформлять покупку и продажу товаров;
  • как посадить на приход приобретенные нематериальные активы;
  • как учитывать материалы, израсходованные на ремонт офиса;
  • как учитывать расходы на офисные канцтовары и питьевую воду для сотрудников;
  • как начислять амортизацию на имеющиеся основные средства и т.д.

В чем важность учетной политики?

Несмотря на то, что ежедневно в организации может проводиться несколько десятков хозяйственных операций, все они так или иначе являются типовыми. Потратив один раз время на то, чтобы детально прописать порядок отражения в учете каждой типовой операции, можно быть уверенным:

  • в правильности и тождественности отражения однородных операций в учете;
  • в корректности отчетов, сдаваемых в налоговую;
  • в беспроблемной приемке дел и продолжении нормального хода учетной работы при смене бухгалтера.

Имея утвержденную учетную политику, организация не столкнется с такими проблемами, как отнесение одинаковых объектов в одном месяце –на ТМЦ, а в другом –на основные средства. А следовательно, не возникнет проблем с начислением (или наоборот –с неначислением) необходимых налогов, например налога на имущество. Учетная политика, соблюдения которой требует руководитель, позволит обеспечить единый подход к ведению учета, даже в случае, если бухгалтер сменится.

Кто обязан иметь учетную политику?

Обязанность юридических лиц и ИП (которые обязаны вести бухгалтерский учет) иметь учетную политику установлена Законом РК «О бухгалтерском учете…» № 234 от 28.02.2007 г. Исключением являются те организации и предприниматели, которые одновременно:

  • применяют спецрежим на основе патента или упрощенной декларации;
  • не состоят на учете по НДС;
  • не являются субъектами естественных монополий.

Необходимость иметь в каждой организации собственный документ объясняется тем, что бухгалтерское законодательство прописывает для предпринимателей и организаций обобщенные правила учета. А в каждой отрасли имеется множество своих нюансов, и не все из них возможно предусмотреть и урегулировать документально на уровне нормативного акта.

Поэтому в своей работе бухгалтера должны руководствоваться не только законом №234, но и:

  • Правилами ведения бухгалтерского учета;
  • стандартами МСФО (или МСФО для МСБ);
  • стандартами НСФО.

Но все нюансы учета во всех подробностях следует прописать именно в собственной учетной политике.

Чем грозит отсутствие в организации учетной политики?

Поскольку иметь учетную политику –обязанность, установленная законодательно, то за ее нарушение предусмотрено предупреждение или штраф по ст.276 КоАП РК.

Предупреждение выносится в том случае, если отсутствие утвержденной учетной политики у организации выявлено впервые. За повторное нарушение, выявленное в течение года после вынесенного предупреждения, накладывается штраф:

  • на субъектов малого предпринимательства -25 МРП;
  • на средний бизнес -50 МРП;
  • на крупный бизнес -75 МРП.
  • Но штраф –не самое серьезное последствие отсутствия учетной политики. Гораздо более крупные суммы организация может потерять вследствие необходимости доначисления налогов, если учет велся с нарушениями.

Например, трудовыми договорами с работниками предусмотрено, что при увольнении стоимость выданной им спецодежды признается доходом работника. Учетная политика, как документ, в организации отсутствовала. Бухгалтер, не имея возможности и времени вникать в условия каждого трудового договора, списала стоимость выданной спецодежды на расходы организации. Тем самым:

  • были завышены расходы;
  • занижен КПН;
  • не начислен НДС;
  • компания получила штраф за занижение суммы текущих платежей расчете по налогам.
  • За занижение суммы текущих платежей в расчете штраф накладывается в соответствии с п.2 ст.278 КоАП РК и составляет определенный процент от заниженной суммы:

для субъектов малого и среднего бизнеса -30%;
для субъектов крупного предпринимательства -50%.
Аналогичные проблемы могут ожидать бухгалтера и при наличии стандартной шаблонной учетной политики, которая утверждена «для галочки» и которая не отражает специфики работы конкретной организации.

Например, согласно правилу, прописанному в шаблонной учетной политике, канцтовары, приобретенные для работников, должны списываться на расходы постепенно по мере использования. Бухгалтер же, не заглядывая в учетную политику, списала всю сумму на расходы сразу, а по итогам года сдала годовой отчет.

При проверке налоговые органы выявили расхождение в порядке учета канцтоваров, прописанном в учетной политике, с фактическим порядком учета. Чтобы привести учет в соответствие, бухгалтеру придется:

  • убрать расходы из вычетов по КПН;
  • доначислить КПН;
  • начислить пеню на сумму доначисления за весь период просрочки;
  • сдать дополнительный отчет;
  • доплатить сумму КПН и уплатить пеню.

Помимо лишних трудозатрат и доплаты солидной суммы КПН, придется уплатить еще и штраф в соответствии с п.1 ст.278 КоАП РК «Занижение сумм налогов и других обязательных платежей в декларации…». Штрафы в этом случае также установлены в процентах от суммы начисленного налога:

  • для субъектов малого бизнеса -20%;
  • для субъектов среднего предпринимательства -50%
  • для субъектов крупного предпринимательства -80%.
  • Также придется уплатить еще один штраф -за нарушение законодательства о бухгалтерском учете (ст.238 КоАП РК): 50 МРП (заплатит лично бухгалтер, если не устранит нарушение в течение 10 рабочих дней, следующих за датой вручения ему уведомления о нарушении).

Как же правильно составить учетную политику?

Для решения вопроса с составлением актуальной учетной политики можно воспользоваться несколькими вариантами:

  • разработать ее самостоятельно, предварительно изучив всю нормативную базу и проанализировав внутренние процессы и специфику работы конкретной организации;
  • обратиться в специализированную компанию, заказав индивидуальную разработку учетной политики.

Во втором случае можно быть уверенным, что учтены все нюансы и специфика работы вашей организации и останется только вести учет, неукоснительно придерживаясь норм и правил, отраженных в документе.

Аудиторское сопровождение в Алматы

Источник:mybuh.kz


Вернуться

Наши лицензии:

   

Заказать звонок